Управление труда и занятости
Липецкой области

История развития службы труда и занятости Липецкой области

Началом образования органов занятости населения Липецкой области можно считать 18 марта 1954 года, когда Главное управление организованного набора рабочих при совете Министров РСФСР и центрального штатного управления Министерства финансов СССР издает приказ об образовании Отдела организованного набора рабочих исполкома Липецкого областного Совета депутатов трудящихся. Отдел располагался по адресу г.Липецк, ул.Советская, д.5 и исполнял следующие функции:

  1. осуществление работ по проведению в пределах области организованного набора рабочих для работы в промышленности и на строительстве всех министерств и ведомств;
  2. внесение совместно с местной плановой комиссией на рассмотрение плана организованного набора рабочих по районам в соответствии с состоянием трудовых ресурсов каждого района и экономическим состоянием колхозов;
  3. осуществление контроля над районными уполномоченными инспекторами.

26 февраля 1956 года на базе переселенческого отдела Управления сельского хозяйства создан Переселенческий отдел исполкома Совета депутатов трудящихся Липецкой области. Отдел занимался переселением бригад, целых колхозов, колхозников из малоземельных районов в многоземельные и трудоустройством в отрасли лесной промышленности. В 1963 году управление отделом переходит к промышленному Облисполкому, в 1965 года возвращается Липецкому облисполкому.

В 1967 году решением 7-й сессии Липецкого областного Совета депутатов трудящихся от 24 ноября 1967 года был образован отдел по использованию трудовых ресурсов Липецкой области. В 1972 году на его базе образуется Бюро по трудоустройству в г.Липецке, а в 1976 году образован отдел по труду Липецкого облисполкома. До 1983 года им руководил Смольянов Александр Николаевич, а затем — Лапыгин Иван Алексеевич. На отдел, помимо трудоустройства населения, возлагается проведение ряда мероприятий: переподготовка рабочих, их перераспределение между предприятиями с учетом потребностей производства, информирование населения о потребностях организаций в рабочих и служащих. Кроме того, отдел участвует в разработке мероприятий, способствующих постоянству кадров в народном хозяйстве, совместно с плановыми и хозяйственными органами разрабатывает предложения по рациональному использованию трудовых ресурсов, проводит организованные наборы рабочих и их переселение.

13 декабря 1985 года отдел по труду утверждает Положение о секторе по труду и контролю за использованием рабочей силы.

28 августа 1987 года Липецкий областной Совет народных депутатов XX созыва на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР принимает решение о преобразовании отдела по труду облисполкома в отдел по труду и социальным вопросам.

Сеть бюро по трудоустройству продолжает свое развитие, и 27 декабря 1990 года Липецкий областной Совет народных депутатов в ходе IV сессии принимает решение преобразовать отдел по труду и социальным вопросам в управление труда и занятости.

Это происходит не случайно. В связи с переменами в государственной политике возникла необходимость создания условий для реализации конституционного права граждан на труд, а также обеспечения социальной защиты населения от безработицы, при этом прежние функции по предоставлению государственной помощи в трудоустройстве, переподготовке и обучению сохранялись.

19 апреля 1991 года принят Закон о занятости населения в Российской Федерации, и 1 июля он вступил в силу. А через три дня, 21 апреля 1991 года Правительство России утвердило Положение о государственной службе занятости населения РСФСР и о Государственном фонде занятости населения РСФСР. Эти события явились стартом в становлении службы занятости как государственной структуры. Так, уже 19 июня 1991 года по решению облисполкома была образована государственная служба занятости в Липецкой области.

Из системы управления труда и занятости облисполкома были выведены центры по трудоустройству, переподготовке и профориентации населения (бюро по трудоустройству населения), а на базе областного центра по трудоустройству, переобучению и профориентации населения созданы Липецкий областной центр занятости населения с наличием в подчинении центров занятости в каждом районе и городе Липецкой области и Управление труда. Директором Липецкого областного центра занятости населения стал Иван Алексеевич Лапыгин.

На дворе стоял 1991 год. Советский Союз еще не распался, а безработица как социальное явление де-юре отсутствовала в стране победившего социализма. Не всем было ясно, что это за служба занятости, чем она отличается от привычных бюро по трудоустройству и каким именно образом специалисты вновь образованной структуры будут помогать людям искать работу. Все приходилось начинать с нуля. Не было ни помещения, ни кадров, ни мебели, ни оргтехники. В стране – спад производства и начавшаяся безработица.

За 25 лет своего существования областная служба занятости неоднократно меняла свою организационную структуру, пополнялась квалифицированными кадрами, создавалась материальная база.

Постановлением губернатора Липецкой области от 15.01.1992 N26 на основании Указа Президента РСФСР от 22.08.1991 N75 «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти» и в результате объединения управления труда и областного центра занятости населения было образовано управление труда и занятости населения администрации области. Далее Временным положением об управлении труда и занятости администрации Липецкой области, в котором данное управление определялось как самостоятельное структурное подразделение администрации области, осуществлявшее на территории области единую государственную политику по вопросам труда и занятости. В состав управления входили две службы: служба труда, включающая 18 отделов по труду районных (сельских) администраций, и служба занятости населения, включающая 18 центров занятости населения сельских районов. Управление труда и занятости, отделы труда, центры (бюро) занятости городов и районов составляли единую систему органов труда и занятости населения области.

Управление труда и занятости населения администрации области располагалось до 1995 г. по ул.Космонавтов, д.56а.

В соответствии с Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР» бюро занятости населения переименованы в центры занятости населения.

В 1995г. Управление труда и занятости Липецкой области переехало на ул.Ленина, д.25, а с декабря 1996 года стало располагаться по адресу ул.Советская, д.66.

29 декабря 1992 года на основании приказа Федеральной службы занятости России N159 утвержден фирменный знак государственной службы занятости населения, который олицетворяет идеи устремленности в будущее, социальной защиты человека как важнейшей функции государственной службы занятости, открывающихся перспектив и консолидации усилий человека и службы занятости. Знак используется службой занятости и по сей день.

В 2000 году на основании приказа Минтруда России от 20.03.2000 N189-рк образован Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Липецкой области путем выделения из состава управления труда и занятости населения администрации Липецкой области. На базе выделенных структурных подразделений управления труда и занятости населения администрации по Липецкой области городских и районных органов службы занятости населения, финансировавшихся из средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, образован Департамент федеральной государственной службы занятости населения (ФГСЗН) по Липецкой области. Руководителем вновь образованного департамента назначен Москворецкий Петр Сергеевич.

В целях упорядочения организационно-правовой основы департамента, отделов занятости населения городов и районов области центры занятости преобразованы в отделы занятости на правах филиалов департамента.

В соответствии с постановлением Липецкой области от 23.06.2006 N89 «О структуре исполнительных органов государственной власти Липецкой области» распоряжением администрации Липецкой области от 21.12.2006 N1009-р правопреемником Управления труда и занятости определено Управление труда Липецкой области.

Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 25.02.2005 N24 Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Липецкой области переименован в Управление федеральной государственной службы занятости населения по Липецкой области.

В связи с необходимостью реализации с 1 января 2007 года полномочий, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере занятости населения на территории Липецкой области постановлением главы администрации области от 05.12.2006 N183 создан исполнительный орган государственной власти области – Управление занятости населения Липецкой области. Постановлением главы администрации Липецкой области от 27.12.2007 N191 Управление занятости населения Липецкой области включено в структуру исполнительных органов государственной власти Липецкой области.

В соответствии с Уставом Липецкой области, Законом Липецкой области «О системе исполнительных органов государственной власти» и согласованной с Министреством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.04.2007 N3248-М структурой исполнительного органа государственной власти – Управление труда Липецкой области и Управление занятости населения Липецкой области были реорганизованы путем слияния в Управление труда и занятости Липецкой области (постановление главы администрации области от 24.04.2007 N56). Начальником управления назначен Яицкий Петр Андреевич.

Управление труда и занятости Липецкой области является исполнительным органом государственной власти Липецкой области, обеспечивающим проведение на территории области единой государственной политики в сфере труда, трудовых и иных связанных с ними отношений и осуществляющим переданные полномочия в сфере содействия занятости населения. В настоящее время управление труда и занятости Липецкой области возглавляет Яськов Артур Яковлевич. В структуру службы труда и занятости входят 20 городских и районных центров занятости населения, а также ОКУ «Центр временного размещения соотечественников».

Основная задача службы занятости — реализация государственной политики в сфере занятости населения. В настоящее время активная политика занятости населения, проводимая службой, становится существенным инструментом воздействия на рынок труда, что позволяет снижать негативные социально-экономические последствия возможного увольнения работников, предупреждать рост безработицы и напряженности на рынке труда, повышать конкурентоспособность безработных граждан, содействовать их трудоустройству.

Для снижения напряженности на рынке труда в области реализуется комплекс мероприятий в рамках государственной программы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области».

За последние пять лет в рамках программы при содействии службы занятости населения трудоустроено на постоянную и временные работы 179,9 тыс. чел. (или 86,6% от числа обратившихся), в том числе: из числа молодежи в возрасте от 16-29 лет – 58,1 тыс. чел. (или 86,7% от числа обратившихся).

Реализация мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда и повышение уровня занятости населения Липецкой области способствует стабилизации показателей регионального рынка труда.

Уровень регистрируемой безработицы в настоящее время составляет 0,4% экономически активного населения. Это один из лучших показателей в РФ и ЦФО.

С целью совершенствования региональной системы социального партнёрства в сфере труда, укрепления взаимодействия исполнительных органов государственной власти области, профсоюзов и работодателей по повышению эффективности коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на территории области, с 2001 года, ежегодно, проводится областной публичный конкурс «Коллективный договор, эффективность производства — основа защиты социально-трудовых прав граждан». Руководители организаций и представители трудовых коллективов, ставшие победителями конкурса, награждаются денежными премиями из средств областного бюджета и заносятся в Книгу «Трудовая слава Липецкой области».

По инициативе главы администрации области О.П. Королева с 2003 года, ежегодно, за заслуги в экономическом и социально-культурном развитии области 30 лучших тружеников различных профессий заносятся на Доску почёта «Трудовая слава Липецкой области». Лицам, занесенным на Доску почета, в торжественной обстановке вручаются свидетельства установленного образца и денежное вознаграждение из средств областного бюджета.

В числе приоритетных направлений в работе органов государственной власти области и муниципальных образований области находится деятельность по созданию новых рабочих мест. Только в 2017 году по области введено 13997 новых рабочих мест (или 120% от запланированного количества), из которых 5087 введено на крупных, средних и муниципальных предприятиях, 8910 – в сфере малого бизнеса, в том числе 4883 – это индивидуальные предприниматели с учетом наемных работников.

Одним из направлений осуществления миграционной политики на территории Липецкой области является реализация подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом» (далее — Программа), которая начала свое действие в 2007 году и с января 2014 года реализуется в рамах Государственной программы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения Липецкой области».

Главной целью Программы является сокращение дефицита трудовых ресурсов и улучшение демографической ситуации в области.

За весь период действия региональной Программы, начиная с 2007 года по настоящий момент, численность прибывших из-за рубежа переселенцев в регион составила 56674 чел., то есть за счет Программы область приросла 2-3 полноценными районами.

По состоянию на 1 июля 2018 года в Липецкую область прибыло 1883 участника Госпрограммы. С учетом членов семей – 3443 чел., из них в трудоспособном возрасте – 2645 чел., дети до 18 лет – 576 чел., пенсионеры – 222 чел.

Наибольший поток людей прибывает из таких стран, как Украина, Молдавия, Армения, Казахстан.

Переселенцы в основном выбирают г.Липецк для дальнейшего проживания, также спросом пользуются Липецкий, Грязинский, Елецкий и другие районы.

В рамках программных мероприятий службой занятости проводится регулярная работа в соответствии с законодательством РФ с целью оказания помощи переселенцам. Всем обратившимся предоставляется имеющийся банк вакансий региона в соответствии с их образованием и квалификацией. Кроме того, переселенцам на определенных условиях предусмотрена выплата пособия в период поиска работы, также соотечественники, желающие получить дополнительную профессию, направляются службой занятости на переобучением, где им предусмотрена стипендия из средств бюджета Программы. Также соотечественникам предусмотрены услуги здравоохранения, социальной защиты в период до получения гражданства РФ; в трех территориях вселения имеются Центры временного размещения, которые предоставляют не только услуги по первичному пребыванию, но и обеспечивают переселенцев временной регистрацией по их адресам.

Экономическая и территориальная привлекательность региона в целом, слаженная работа всех задействованных структур области приводит к востребованности региона среди переселенцев на протяжении последних лет работы.